В соответствии с соглашением между МГУ им. М.В.Ломоносова и Университетом Палермо, заключенным в рамках Межправительственного протокола о научном и технологическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской республикой, с 2005 г. в Италии и России ежегодно проводятся итало-российские летние школы.

Инициатором и организатором этих школ является Итало-Российский Институт экологических исследований и образования, основанный 10 лет назад на базе университета в Палермо. Штаб-квартира Института располагается в г. Палермо, столице Сицилии. Он является межуниверситетским объединением, его деятельность направлена на обмен опытом между университетами России и Италии, главным образом, в сфере естественных наук. В Италии до 2005 г. летние школы проходили на базе университета Палермо и других университетов (Бари, Сиена, Витербо). В России их организовывали Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Ульяновский университет. С 2005 г. Ульяновским университетом, с 2006 г. университетом Палермо, а с 2007 г. МГУ им. Ломоносова было принято решение проводить такие школы ежегодно. К настоящему времени в летних школах принимают участие студенты и преподаватели университетов нескольких городов России (Москва, Ульяновск, Казань, Пермь, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и Италии (Палермо, Витербо, Бари, Сиена, Венеция, Катания, Рим и др.). Для участия в школах отбираются лучшие студенты старших курсов, имеющие опыт самостоятельной исследовательской работы и владеющие английским языком. После прослушивания курса лекций и прохождения практических занятий проводится результирующий экзамен, по результатам которого студенты получают сертификаты (с оценкой).

 Летняя школа в Москве.

Итало-российская школа «Мониторинг и биоиндикация природно-антропогенных комплексов» проходила с 6 по 19 августа 2007 г. в Москве, и была организована географическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова. С итальянской стороны в работе школы приняли участие 12 студентов (Палермо, Бари, Венеция) и 2 преподавателя (Палермо), с российской стороны - 9 студентов (2-е из Казанского университета, остальные с географического и геологического факультетов МГУ). Исполнительным директором школы была доцент О.А. Леонтьева (с.н.с. каф. биогеографии и член директората Итало-Российской школы). Лекции были прочитаны преподавателями кафедр - геохимии ландшафтов и географии почв, биогеографии, гидрологии суши: М. И. Герасимова, К. К. Эдельштейн, А. Н.Гончаров, Т. В. Дикарева, В. А. Миронова, К. Б. Гонгальский, Н. В. Шартова; и А. Сулли (из университета Палермо). В рамках школы были организованы посещения Палеонтологического музея, музея Дарвина и Музея Землеведения МГУ, а также Ботанического сада МГУ. Для проверки полученных знаний студенты прошли тестирование.

Полевой этап школы проходил на Сатинском учебном полигоне МГУ в Калужской области. Во время практики студенты познакомились с работой полигона, прослушали лекции и прошли практические занятия с преподавателями кафедры геохимии ландшафтов и географии почв (преп. Е.Н.Асеева и М.Ф.Дорохова), биогеографии (преп. В.А. Миронова, И.М. Микляева) и гидрологии суши (преп. А. А. Михайлов). Студенты имели возможность провести собственные небольшие полевые исследования в рамках обозначенной программы и составить по ним отчеты, которые они защищали в последний день практики.

За все время общения и на заключительной конференции студенты и преподаватели имели возможность обменяться опытом преподавательской и научной деятельности, высказать мнение об организации школы.

Во время пребывания итальянцев в Москве была организована культурная программа: экскурсия по Москве, посещение музеев и театров. В Сатино И.М. Микляевой было организовано театрализованное представление.

По общему мнению, школа 2007 года в Москве была проведена на весьма высоком уровне и показала огромные возможности для диалога и интеграции.

Летняя школа в Палермо.

Итало-российская школа «Ресурсы, геологические риски и устойчивое развитие» проходила на о. Сицилия с 1 по 15 сентября 2007 г. Она проводилась силами геолого-геодезического факультета университета Палермо под руководством директора ежегодных школ в Палермо Валерио Аньези и директора школы 2007 г. Леонардо Гато и состояла из двух этапов - лекционного (на базе университета Палермо) и полевого (в г. Джерачи Сикуло и природном парке Мадония). Российская делегация состояла из 12 студентов (географического, геологического и биологического факультетов МГУ им. Ломоносова, МНЭПУ, Ульяновского, Пермского и Казанского университетов) и трех преподавателей географического факультета МГУ им. Ломоносова: О.А. Леонтьева - руководитель делегации, В.А. Миронова (кафедра биогеографии) и А.А. Михайлов (кафедра гидрологии суши).
Нельзя не признать, что тема школы была выбрана очень удачно, учитывая место ее проведения: Сицилия исключительно разнообразна в геологическом отношении, а знакомство с ее удивительной природой полезно любому натуралисту. Итальянцы обладают большим опытом в изучении современных глобальных изменений природной среды, и столь популярная в настоящее время тема устойчивого развития в Италии считается очень актуальной, и к ней часто обращаются представители различных областей науки.

В ходе первого этапа школы студенты и преподаватели прослушали лекции по геологии, физической географии и биогеографии Сицилии, посетили геологический музей Университета Палермо и университетский Ботанический сад. Университет Палермо, существующий с 1779 г., обладает интереснейшей коллекцией ископаемых остатков различных наземных и морских организмов, часть из которых представлена в музее, основанном в конце 19 века и поддерживаемом силами факультета геологии и геодезии. Ботанический сад, существующий с 1795 г, имеет впечатляющее собрание тропических и субтропических растений. Сад гордится своей коллекцией пальм, кактусов, цикасов и водных растений, в нем можно найти такие удивительные растения, как драконово дерево (Dracaena draco), несколько видов араукарий (например, Araucaria columnaris), фикусов (Ficus macrophylla, F.sycomorus) и бутылочное дерево (Chorisia insignis). Ботанический сад имеет удобную планировку, на его территории расположено несколько памятников парковой архитектуры, таких как пруд Aquarium с водными растениями и бывший учебный корпус с помещением университетского гербария.

Полевой этап проходил в природном парке Мадония, расположенном на севере Сицилии. Горы Мадонии представляют собой флишевые среднегорья, перемежающиеся известняковыми массивами с максимальной высотой 1979 м н.у.м. Парк Мадония является учебной площадкой для студентов университетов Сицилии. Город Джерачи Сикуло, где проходили занятия школы, расположен на юго-восточной границе парка Мадония на высоте 1077 м н.у.м. Он был основан греками около 550 г. до н.э. и на протяжении своей истории играл заметную роль, занимая важное стратегическое положение на севере Сицилии. В настоящее время город привлекает туристов остатками средневековых замков и храмов, а также своими народными праздниками, источниками минеральных вод, экологически чистыми продуктами и национальной кухней.

Во время пребывания в Мадонии участникам школы была представлена комплексная характеристика региона, в первую очередь, его геологического строения и геоморфологии. Большое внимание уделялось геоботаническому и зоогеографическому разделам. Во время полевых экскурсий по парку участникам были продемонстрированы различные типы геологических структур, а также элементы растительного покрова - леса из дуба скального (Quercus petrea) и дуба падуболистного (Q.ilex). Участники посетили также учебный геологический музей парка Мадония в г. Петралия Соттана.

Во время пребывания в Палермо и Джирачи Сикуло большинство студентов выступили с докладами по результатам своих исследовательских работ. По окончании школы был проведен заключительный экзамен в форме теста. Студенты получили сертификаты с оценкой их участия в летней школе.

Итальянские и российские преподаватели обсудили в Палермо также вопросы об интеграции России в сферу европейского высшего образования, о процессе реформирования системы высшего образования, проходящего в настоящее время в Италии и о сопоставлении учебных программ университетов обоих стран. Было проведено совещание директората летних школ о плане проведения мероприятий на 2008 год. Обмен опытом с итальянскими коллегами оказался весьма полезным и интересным для российских представителей.

Необходимо отметить и некоторые недостатки. К сожалению, не все студенты привезли на школы доклады по темам своих исследований, не все студенты и преподаватели достаточно хорошо владеют английским языком для свободного общения. Имели место некоторые недочеты в расписании, не всегда соблюдались временные рамки занятий.

На основе нашего опыта считаем также необходимым во время учебного процесса проведение промежуточных зачетов или тестов, а также заключительного устного экзамена на английском языке. Окончательная оценка работы студента должна состоять из оценки всех видов его деятельности во время школы. Очень желательно, чтобы во время учебы проходило больше семинарских занятий для развития самостоятельности и активности студентов.

Хотелось бы выразить большую благодарность организаторам и участникам школы на Сицилии, в первую очередь профессорам Давиду Файсу, Валерио Аньези, Леонардо Гатто и Паоле Ригоне. Знания и опыт, полученные участниками в ходе школы в Италии, без сомнения, являются бесценными.

В.А. Миронова, О.А.Леонтьева