Цель учебной практики по ботанической географии - дать представление о составе и закономерностях распространения растительных сообществ широколиственно-хвойных лесов, а также трансформации сообществ в результате антропогенного воздействия.

 

Задачи практики - ознакомить студентов с флорой и растительностью территории, закономерностями распространения растительных сообществ и их связями с экологическими условиями; дать навыки флористических и геоботанических исследований, включая геоботаническое профилирование и картографирование. 

Тематическое содержание практики по ботанической географии согласовано с целями и задачами других учебных практик, в первую очередь с геоморфологической и почвенной, так как рельеф и почвенный покров определяют особенности местообитаний, распространение фитоценозов и их ценотическое разнообразие. Значительное внимание уделяется антропогенному воздействию на растительность, которое проявляется в замене условно-коренных сообществ производными и приводит к еще большей мозаичности растительного покрова и изменению его биоразнообразия. 

Программа учебной практики. 

Продолжительность практики 6 дней. В методическом отношении она складывается из трех взаимосвязанных частей: обзорных маршрутов с преподавателем (около половины времени отведенного на практику), самостоятельной работы на выделенном для этого участке (полтора дня), обработки полевых материалов и написания отчета (полтора дня).

1. Во время маршрутов с преподавателем студенты овладевают основными приемами флористических исследований путем гербаризации - сбора растений, типичных для наиболее распространенных растительных сообществ. Особое внимание обращается на связь растений с условиями местообитания, показываются индикаторные виды и растения, подлежащие охране.

Значительное внимание отводится знакомству студентов с разнообразием растительных сообществ: лесных, луговых, болотных, водных, агроценозов. Уделяется внимание их связи с рельефом, почвами, условиями увлажнения, характеру границ, нарушенности ценозов антропогенным воздействием. Студентов знакомят с методами закладки и описания пробных площадей в лесных, луговых и болотных сообществах. При проведении ознакомительных маршрутов обращается внимание студентов на проявления жизнедеятельности животных, их роли и значению в функционировании биогеоценоза.

2. Самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя на комплексных экологических профилях или отдельных их участках.

3. Написание отчета.

Во время камеральной обработки полевых материалов по данным, полученным на профиле, оценивается роль видов в сообществах, степень флористического сходства сообществ, их связь с рельефом, почвенными условиями, увлажнением; нарушенность сообществ антропогенным воздействием. Результаты обработки оформляются в виде таблиц, графиков и рисунков. Создается классификация растительности изученного участка и на ее основе - легенда к геоботаническому профилю или фрагменту карты растительности. При обработке материалов используется база данных по флоре территории учебного полигона и учебные пособия.

Структура отчета.

Введение (этапы полевых и камеральных работ; число составленных описаний, число видов растений, собранных в гербарий, местонахождение профиля, пространственное положение и размер участка). Составляется карта фактического материала.
Глава I. Основные закономерности распределения растительности по профилю. (Показывается связь растительных ассоциаций с рельефом и почвами).
Глава II. Разнообразие растительных ассоциаций и закономерности построения легенды к геоботаническому профилю.
Глава III. Характеристика широколиственно-хвойных лесов и их производных.
Глава IV. Характеристика хвойных лесов и их производных.
Глава V. Характеристика широколиственных лесов и их производных.
Глава VI. Характеристика пойменных лесов.
Глава VII. Характеристика лугов и болот.
Заключение.

Набор глав определяется наличием определенных групп формаций на изученной территории, степенью освоенности территории, иногда числом студентов в группе.

В качестве дополнительных могут быть предложены главы:

- анализ рекреационных нагрузок;
- особенности возобновления коренных пород в разных типах леса;
- особенности изменения структуры растительных сообществ в зависимости от их нарушенности;
- характеристика животного населения;
- состояние агроценозов в зависимости от богатства, увлажнения почв и других факторов;
- распределение лекарственных растений в разных растительных сообществах.

Дополнительное внеаудиторное обучение студентов 

Во время практики по ботанической географии, работают кружки-семинары, тематика которых учитывает разнообразие интересов студентов географического факультета к окружающему миру и биоте.

«Фитодизайн» (руководитель Н.Б. Леонова) - искусство составления букетов и композиций из срезанных растений.

«Лекарственные, пищевые растения и грибы полигона» (И.М. Микляева) - свойства (действующие начала) растений и грибов, пригодных для медицинских и кулинарных целей, правила сбора, учитывающие безопасность их использования и необходимость сохранения этих ресурсов.

«Фитоэкологический дизайн» (Т.В. Дикарева) - особенности и правила эстетической реконструкции ландшафта, навыки и опыт дизайна (составление планов) с использованием декоративных растений полигона.

«Животное население полигона» (В.В. Корбут) - характеристика основных животных, их повадок, условий обитания и влияния фактора беспокойства на их жизнедеятельность.

«Орнитофауна и герпетофауна полигона» (О.А. Леонтьева) - распознавание птиц по их внешнему облику и голосам (маршрут проводится в 6 часов утра), знакомство с герпетофауной полигона.

В кабинете кафедры студентам каждой группы демонстрируют фотоальбом цифровых изображений растений и животных, в котором в электронном виде представлены фотографии характерных видов полигона, сгруппированные по их принадлежности к определенным растительным сообществам. Кроме того, показывают коллекцию гнезд птиц, портреты их обитателей и рассказывают о том, какие экологические ниши в биоценозах они занимают.

В один из вечеров кафедра устраивает для студентов всего курса тематический праздник. Организация праздников направлена на знакомство и восстановление древних традиций, связанных с сезонами года, периодичностью развития растений и жизненным укладом людей. Тематика праздника зависит от сроков проведения практики - в июне-июле, отмечается «День Ивана Купалы», в июле-августе - «День Перуна». Успех праздника определяется, в частности, активностью студентов, согласно сценарию, организующих и участвующих в многочисленных конкурсах, турнирах и ритуальных действах.

«День Ивана Купалы» отмечается вечером 6 июля на пойме р. Протвы. В игровой форме подается информация о празднике и связанных с ним растениях. Согласно древним традициям он включает шествие, хороводы и ритуалы: поиска «цветка» папоротника, «очищения» с помощью венка и костра, огненного теста на прочность влюбленных пар, купания с чучелом Аграфены Купальницы, гадания на венках, сожжения чучела Купалы и пр.

«День Перуна» проводится 2 августа также на пойме р. Протвы. В честь верховного бога древних славян проводятся ритуальные турниры, зажигается жертвенный костер с дарами (венки, букеты растений, посвященных Перуну), проводятся игрища с конкурсами, рассказывается о свойствах ритуальных растений и пр.